Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бунин и.а

Афоризмы

Бунин Иван Алексеевич (1870 - 1953)

Русский писатель.

Афоризмы, цитаты

Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки.

Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят.

Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает.

Женщину мы обожаем за то, что она владычествует над нашей мечтой идеальной.

Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.

Блаженные часы проходят, и необходимо хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника.

Свежее, слаще воздух горный.

Невнятный шум идет в лесу:

Поет веселый и проворный,

Со скал летящий Учан-Су!

Глядишь - и, точно застывая,

Но в то же время ропот свой,

Свой легкий бег не прерывая, -

Прозрачной пылью снеговой

Несется вниз струя живая,

Как тонкий флер, сквозит огнем,

Скользит со скал фатой венчальной

И вдруг, и пеной и дождем

Свергаясь в черный водоем,

Бушует влагою хрустальной... - ("Учан-Су")

Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.

Полезные сервисы

бунин ив. ал

Гуманитарный словарь

БУ́НИН Ив. Ал. (1870-1953) - писатель, поэт, переводчик. Род. в обедневшей, но родовитой дворянской семье (в роду Б. - В. А. Жуковский, поэтесса начала 19 в. А. П. Бунина, изв. географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский). Детство провел на хуторе Бутырки Орлов. губ., наследств. поместье Б. Получил дом. образование (б. роль в жизни Б. сыграл ст. брат Юлий, народник), учился в Елецкой г-зии (1881-86; не окончил). Работал библиотекарем, статистиком, сотрудничал в провинц. прессе. Начал печататься с кон. 1880-х гг. Лирика Б., в осн. пейзажная, продолжала традиции природоописания 19 в. ("Листопад", 1900; "Запустение", 1903) и противостояла модернист. течениям, в то же время вбирая сложность психол. и филос. проблематики прозы ("Одиночество", 1903; "Памяти друга", 1916). В прозе Б. выступал в нач. 1890-х гг. как принцип. "архаист", продолжатель реалистич. традиций Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Худая трава" (1913), "Захар Воробьев" (1912), "Ночной разговор" (1911), пов. "Деревня" (1909-10) и "Суходол" (1911) показаны правдивая картина жизни деревни, "трагич. основы рус. души", колоритные, противоречивые, безудержные в страстях характеры мужицкой и дворянской России. В рассказах "Братья" (1914) и "Господин из Сан-Франциско" (1915) Б. с такой же трезвостью и жесткостью, в манере "скрытой сатиры" изображает уклад бурж. цивилизации, чуждой размышлениям над вечной загадкой жизни и смерти, к-рой Б. посв. рассказы "Легкое дыхание" (1916), "Чаша жизни" (1913), "Сны Чанга" (1916) и др. Для лирико-филос. новеллы Б., сложившейся в эти годы, характерны сочетание заурядности исходной ситуации, рельефности внеш. предметного рисунка и психологич. глубины ("Грамматика любви", 1915; "Старуха", 1916; и др.). Переводил польскую (А. Мицкевич) и англ. (Д. Байрон, А. Теннисон) поэзию. Автор классич. пер. "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Отклик Б. на окт. рев-цию - кн. "Окаянные дни", дневниковые записи 1918-19, к-рые писатель вел в Москве и Одессе. Б. воспринимает рев-цию и гражд. войну как разгул низм. страстей, спровоцированный большевиками, но также бессилием прежней власти и деят-ностью рус. интеллигенции, не знавшей наст. народа и создавшей лит-ру, льстившую его разрушит. инстинктам. С 1920 Б. в эмиграции, во Франции (умер в Париже), где опубл. 10 новых кн. прозы (в т. ч. пов. "Митина любовь", 1925; сб. рассказов о любви "Темные аллеи", 1943; ром. "Жизнь Арсеньева", первое полн. изд. 1952, продолжающий традицию рус. автобиографич. прозы и одновременно учитывающий открытия прозы 20 в. (М. Пруст). Автор мемуаров об А. М. Горьком, А. А. Блоке, А. Н. Толстом ("Воспоминания", 1950), филос.-религ. иссл. "Освобождение Толстого" (1937), кн. "О Чехове" (незаконч., опубл. 1955). В 1933 Б. удостоен Нобелевской премии по лит-ре.

И. А. Бунин

И. А. Бунин

Полезные сервисы

бунин иван алексеевич

Энциклопедический словарь

Бу́нин Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубл. в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) - воссоздание прошлого России. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Тёмные аллеи», 1943). Мемуары. Перевёл «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

И. А. Бунин.

* * *

БУНИН Иван Алексеевич - БУ́НИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) - воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары. Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

* * *

БУ́НИН Иван Алексеевич [10 (22) октября 1870, Воронеж - 8 ноября 1953, Париж], русский писатель; прозаик, поэт, переводчик.

Птенец разоренного гнезда

Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося «дворянского гнезда» (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.

Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

Литературный дебют

С 1889 началась самостоятельная жизнь - со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.

1895 год - переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А. И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), М. Горьким (см. ГОРЬКИЙ Максим), Н. Д. Телешовым (см. ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич), участником «сред» которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич) и актерами Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР), труппа которого гастролировала в Ялте.

Восхождение на литературный Олимп

В 1900 появился рассказ Бунина «Антоновские яблоки», позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время «Антоновские яблоки» подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник «Листопад» (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло (см. ЛОНГФЕЛЛО Генри Уодсуорт) «Песнь о Гайавате» (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

Семейная жизнь. Путешествие по Востоку

Семейная жизнь Бунина уже с юной дочерью одесского богача Анной Николаевной Цакни (1896-1900) также сложилась неудачно, в 1905 скончался их сын Коля, единственный ребенок писателя (больше детей у него не было).

В 1906 Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже («Жизнь Бунина», «Беседы с памятью»). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока - Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.

Поворот в творчестве. Зрелый мастер

Если в произведениях более ранних - рассказах сборника «На край света» (1897), а также в рассказах «Антоновские яблоки» (1900), «Эпитафия» (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905 (см. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ), главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести «Деревня», 1910, «Суходол», 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос «... быть или не быть России?». Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни.

«Беспощадную правду» бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд (см. АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна) и др.). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне.

В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе «Братья» (1914). Осенью 1912 - весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) - на Капри.

В 1915-1916 выходят сборники рассказов «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Этой цели служит и символическое, по мысли писателя, использование в этих произведениях эпиграфов из Откровения Иоанна Богослова, из буддийского канона, литературные аллюзии, присутствующие в текстах (сравнение трюма парохода в «Господине из Сан-Франциско» с девятым кругом дантовского ада). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью.

Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена («Грамматика любви»). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни.

Тяжелое бремя эмиграции

Февральскую революцию (см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918). Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем - за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.

Темы дореволюционного творчества писателя раскрываются и в творчестве эмигрантского периода, причем в еще большей полноте. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов «Митина любовь», 1925, «Солнечный удар», 1927, «Темные аллеи», 1943, автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», 1927-1929, 1933). Бинарность бунинского мышления - представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте мира, - сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность. Та же интенсивность бытия ощутима и в бунинской художественной детали, приобретшей еще большую чувственную достоверность по сравнению с произведениями раннего творчества.

В 1927-1930 Бунин обратился к жанру короткого рассказа («Слон», «Телячья головка», «Петухи» и др.). Это - результат поисков писателем предельного лаконизма, предельной смысловой насыщенности, смысловой «вместимости» прозы.

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

Вo время столетия гибели А. С. Пушкина (1937) Бунин, выступая на вечерах памяти поэта, говорил о «пушкинском служении здесь, вне Русской земли».

На Родину не вернулся

С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет», где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина («Грасский дневник», статья «Памяти Бунина»).

Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке.

Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...» назвал «великодушной мерой». Однако ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) и М. Зощенко (см. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович), навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак (см. МОРИАК Франсуа), А. Жид (см. ЖИД Андре), Р. Роллан (см. РОЛЛАН Ромен), Т. Манн (см. МАНН Томас), Р.-М. Рильке (см. РИЛЬКЕ Райнер Мария), Я. Ивашкевич (см. ИВАШКЕВИЧ Ярослав) и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Большой энциклопедический словарь

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; книга "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

Энциклопедия Кольера

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель. Родился 22 октября 1870 в Воронеже, в дворянской семье. Окончил гимназию в Ельце, в течение года посещал занятия в Московском университете. Первая книга, сборник стихотворений, была опубликована в 1891. В 1903 Бунин получил Пушкинскую премию - главным образом за стихотворные переводы, в том числе - поэмы Г.Лонгфелло Песнь о Гайавате. В 1909 он был избран почетным членом Российской Академии наук. После революции покинул Россию и жил в Западной Европе. В 1910-1911 Бунин написал повесть Деревня,

в которой изобразил гибель патриархального уклада российской деревни; это произведение сразу выдвинуло его в первый ряд русских писателей. О выдающемся таланте и мастерстве Бунина свидетельствовали рассказы Господин из Сан-Франциско, Братья, Дело корнета Елагина и многие другие, в том числе написанная в эмиграции и признанная шедевром русской прозы повесть Митина любовь. Наиболее полновесным прозаическим произведением эмигрантской поры стал роман Жизнь Арсеньева (1927-1933). Позднее вышел сборник рассказов - знаменитые Темные аллеи. Подспудная тема сочинений Бунина - противопоставление красоты и вечности природы бренности человеческой жизни. Бунин смиренно принимает неизбежный конец всякой человеческой индивидуальности, заявляя, что лишь любовь способна поддерживать человека, любовь - последняя соломинка, за которую тот хватается, но и любовь во всей ее красоте обречена на гибель. Бунин - один из лучших стилистов в русской литературе. Язык его отличается поразительной ясностью и точностью. В описаниях природы и тонком психологизме изображения характеров он является продолжателем Л.Толстого. В 1933 Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Умер Бунин в Париже 8 ноября 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.А. И.А.Бунин. М., 1966 Михайлов О.Н. Строгий талант: И.А.Бунин. М., 1976 Бунин И. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1987-1988 Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина, 1870-1906. 2-е изд. М., 1989 Бунин И. Окаянные дни. М., 1990 Бунин И. Великий дурман: Неизвестные страницы. М., 1997

Полезные сервисы